Условия успешного круиза на парусной яхте

Яхта с семейным экипажем, неторопливо странствующая по морям и даже океанам, — обычное дело в мире. В любой зарубежной «марине» можно встретить этих скитальцев с умиротворением на лицах. Одни используют для круизов отпуска, другие — сезоны, а для некоторых такие путешествия — постоянный образ жизни (даже устоявшийся термин есть — «blue life»). Этому способствует развитая система «марин», где яхту можно оставить на зимнюю стоянку и привести в порядок перед навигацией (в первый же день отпуска владелец прилетает на борт, загружается и — в путь, а перед отъездом домой оставляет яхту в следующей «марине»).

Что же в первую очередь необходимо парусным туристам, замышляющим дальний поход? Об этом — в переводе статьи, написанной по заказу парусного агентства «SailNet». Автор — Лиза КОУПЛЕНД — в молодости гонялась на чемпионатах Англии и мира, затем, уже с супругом и тремя детьми, совершила 6-летнее кругосветное путешествие. Яхтенный капитан с большим стажем. Написала четыре книги по яхтенному круизингу («Cruising for Cowards», «Just Cruising», «Still Cruising» и «Comfortable Cruising around North and Central America»).

1. Хорошая яхта.


Многие годы чартера, океанских плаваний, круизинга в открытом море и участия в гонках позволили нам испытать парусные яхты почти всех типов и размеров, от сверхлегких, многокорпусников, современных круизеров до классических длиннокилевых яхт.


Потому, когда настала пора покупки новой яхты (нашей теперешней), мы уже четко знали, что нам нужно. Во-первых, лодка должна иметь хорошую ходкость как в лавировке, так и на попутных курсах. Это сокращает время утомительных переходов и позволяет легче уходить от непогоды под мотором или парусами. Очень важны так-же прочность, хорошая мореходность, а еще возможность нормальной жизни для семьи из пяти человек.


Мы выбрали «Beneteau First 38». С тех пор прошли на нашей «Bagheera» (Багира) уже более 75 тысяч миль в разных погодных условиях и не пожалели о своём выборе. Лодка хорошо держит курс, устойчива, не заливается во время хода при волнении, за сутки легко прохо-дит 150 и более миль. С «Bagheera» просто управляться как полным экипажем, так и семейной паре.

2. Легкое управление парусами.


Важнейшим условием безопасности в круизе мы считаем возможность как можно меньше времени проводить на фордеке и управлять парусами в одиночку. Поэтому у нас всегда была скрутка для генуи. Сейчас мы установили также скрутку грота в гик и с тех пор избавлены от необходимости подниматься на палубу, к мачте, для того, чтобы зарифиться или срубить грот. Сам же грот благодаря сквозным латам, хорошо держит форму.


Очень упростила нам жизнь недавно приобретённая электролебедка С ее помощью можно поднимать грот, скручивать геную и управляться со шкотами.


Для облегчения работы мы ставим на «Bagheera» круизный генакер вместо большущих гоночных спинакеров. Кроме того, используем «рукав» для его подъема и спуска.

Читайте также  Яхты. Немного теории...


Все наши паруса имеют тройной шов для предотвращения их истирания, например, на уровне краспиц и там, где швы касаются вант. Мы также надеваем гибкую трубку на узел крепления шкотов к генуе, чтобы уменьшить трение о спинакер-гик, когда паруса на «бабочке».

3. Защищенный кокпит.


Нас часто спрашивают об опасности встречи с пиратами, акулами и москитами, но мы убедились: самым главным врагом во время круиза является солнце. В 60-е годы мало кто задумывался об опасности нахождения в Карибском море. Сейчас мой муж часто нуждается в лечении азотом предраковых клеток, образующихся от долговременного пребывания на солнце, а у меня — меланома. Поскольку большую часть времени, свободную ото сна, мы проводим в кокпите, то защита от солнца очень важна. Козырек-брызгоотбойник и арка «бимини» обеспечат вам хорошую тень, а боковые обвесы на леерах значительно снизят влияние отраженных от воды лучей солнца. Эти приспособления к тому же дополнительно защищают от брызг, дождя и неблагоприятной погоды.


Большое окно на замке-молнии в козырьке-брызгоотбойнике спасает от духоты на якорной стоянке. Мы также крепим дополнительную филенку между бимини и экраном для лучшей защиты от солнца. Также полезно завести боковой обвес на бимини от дождя или палящего зноя. На продолжительных якорных стоянках на гик заводится тент, который служит дополнительной защитой от солнечных лучей и для сбора дождевой воды в баки.


Тщательно был продуман тент кокпита: он дает легкий доступ на борта и палубу, обеспечивает обзор вперед от штурвала и защищает в штормовых условиях. А еще мы придумали удобные подушки для кокпита.

4. Комфортабельный интерьер.


Внутри лодка должна быть практична и безопасна. Нужны поручни для штормовой погоды во всех каютах, в частности — на входном трапе и у камбуза. Огромное значение имеет количество и объем разнообразных мест хранения с удобным доступом: шкафчики и ящики на камбузе, шкафчики для одежды и для штормовой амуниции, водонепроницаемый шкафчик, рундуки под спальными местами. Хорошо иметь большой штурманский стол. Очень важны хорошее освещение и вентиляция всех помещений. Заметно повышают комфорт отдельные вентиляторы над каждым спальным местом и на камбузе. На рабочем месте кока должна быть плита на две конфорки минимум (и хорошо — с духовкой) и глубокая (лучше — двойная) раковина. Хорошо, если есть вместительный холодильник.


Матрацы на койках должны быть удобными, дабы ваш отдых был полноценным.

5. Электроника и электричество.


В начале нашего кругосветного плавания бюджет был ограничен. Вот тогдашний навигационный комплект: Satnav (теперь GPS), VHF-радио, эхолот, коротковолновое радио приема новостей и погодных сводок, авторулевой. Теперь, 15 лет спустя, у нас почти все напичкано приборами и инструментами! И хотя мы не используем секстан, он тоже всегда на борту, как и запасной GPS.

Читайте также  Скифы


Радар необходим по многим причинам: в случае тумана, определения пути


других судов и приближающегося шторма, правильного определения положения относительно берега (это важно, когда прокладка курса по картам оказывается неточной) и подхода на якорную стоянку ночью. KB или SSB (однополосное KB) радио дает возможность держать связь, в том числе по электронной почте, на больших расстояниях. Погодный факс незаменим как в прибрежном плавании, так и далеко в океане. Мы часто используем автопилот.


Электрическая якорная лебедка понадобилась, например, в Тихом океане при выборе 300 футов якорной цепи. Мы также используем ее для подъема человека на топ мачты и «динги» (бортовой лодки) на палубу. Опреснитель воды — это гарантия комфортного душа и чистой питьевой воды без ограничений.


Одной из наших первых модернизаций стало увеличение емкости аккумуляторной батареи до 690 ампер-часов. Генератор с повышенным выходным напряжением, солнечные батареи и ветрогенератор питают все наши «игрушки», включая эффективную 12-вольтовую систему охлаждения (она заменила систему с теплообменником, запитываемую от двигателя), которая может быть использована и в прибрежном плавании.

6. Спасательное снаряжение.


Оно должно быть добротным и всепогодным. Мы не представляем себе комфортный круизинг без теплой одежды, страховочных поясов, спасательных жилетов, троса, натянутого вдоль палубы для крепления индивидуальных страховочных поясов, сигналь-ной ракетницы, аварийного пластыря, плавучего якоря, спасательной стропы, спасательного плота, поискового прожектора, туманного горна, огнетушителей и EPIRB (аварийный радиобуй, передающий свои координаты).


Так же важно умение все это грамотно применять. Правила безопасности на борту разъясняются новым членам команды перед каждым выходом. Правила включают в себя инструкции по использованию спасательного снаряжения, инструкции ситуаций «человек за бортом», «пожарная тревога», вахтенные инструкции, а также правила, например, «не покидать кокпит, когда вы один на вахте». Морская болезнь — это обычное явление и может быть ослаблена специальными медикаментами, которые входят в наш безопасный набор.

7. Хорошие карты и круизные путеводители.


Нет ничего хуже, чем подходить к якорной стоянке без подробной карты. В длинных круизах у нас на борту сотни карт, и мы всегда внимательно прокладываем маршрут, вникая в мельчайшие подробности. Чтобы снизить затраты на приобретение карт, выпрашиваем их у знакомых, берем на время и фотокопируем. Конечно, электронные карты используются чаще, но и бумажные всегда под рукой, поскольку электроника может подвести. Круизные путеводители служат дополнением к картам, информируя о якорных стоянках и их обеспечении. Приобретение схематических карт часто дает возможность снизить затраты на покупку карт отдельных портов. Аэронавигационные карты погоды, перечень маяков, таблицы приливов, таблицы обработки данных, морской альманах — всему есть место в нашем штурманском уголке.

8.Страхование.


В свое время мы были одной из нескольких яхт, которые выбросило на Южноафриканское побережье и у которых была оформлена страховка. Мы всегда страхуемся, идя в круиз, поскольку опыт научил, что неприятности могут случиться в самый неожиданный момент. Проценты страховки по всему миру очень разные и колеблются от 1 до 3 в год от стоимости яхты. Дополнительный сбор взимается за динги и подвесной мотор, которые наиболее часто подвергаются хищению или утере.

Читайте также  Типы парусного вооружения

9. Книги.


У нас на «Bagheera» их сотни. Книги для путешественников, справочники местной флоры, фауны, подводного мира и т.п. обогащают наши плавания и становятся поводом для оживленных дискуссий. Вместе с круизными путеводителями, правилами плавания, инструкциями к приборам, учебниками книги занимают двойные полки с каждого борта основной каюты. Муж сделал перегородки и ограничители, чтобы они не выпадали во время качки. Поскольку среди круизеров существует традиция обмениваться книгами, то обычно редко пропускаешь новинки.

10. Команда единомышленников.


Это, пожалуй, самое важное. Личностные характеристики человека на яхте приобретают огромное значение. Ведь на маленькой лодке практически нет места для уединения. И многие, решив заняться круизингом уже в возрасте, с удивлением обнаруживают, что такой отдых совсем неинтересен другим членам их семьи или компании. Мой муж Энди и я в этом смысле счастливы. Мы познакомились в Южной Америке на чемпионате мира по парусному спорту, и все решила наша обоюдная приверженность к яхтенным путешествиям.


Но, конечно же, в круизе мало быть просто счастливой парой или семьей. Чтобы стать настоящей командой единомышленников, должна быть уверенность друг в друге и взаимопонимание, что требует времени и жизненного опыта.


За многие годы мы успели оценить преимущества и семейного круизинга, и путешествия вдвоем. Особенно гордимся взаимопониманием с полуслова, терпимостью и уважением, выработанными в трудных ситуациях. В сотне стран у нас появилось множество новых друзей. Мы вместе радуемся увиденному, восторгаемся чудесами природы, делимся впечатлениями от других культур. В круизе достаточно времени для всего.


Вот мои 10 условий успешного круизинга. Надо признаться, они несколько изменились за прошедшие годы. Когда я была молодой, сильной и страстно желала новых впечатлений, я была счастлива вручную заводить паруса и якорь, сидеть на руле часами, готовить на одноконфорочной плите и переносить любые трудности. Но теперь все не так! В то же время, хоть мы и очень любим комфорт, созданный нами на борту, все же с грустью вспоминаем, как мы ходили по Карибскому морю на 28-футовой лодке, имея на борту немногим больше лотлиня. Приключение и товарищество в круизе немыслимы друг без друга. Поэтому, каков бы ни был ваш бюджет, идите в круиз! Он станет украшением вашей жизни!