Скифы

С конца XIX века австралийские яхтсмены развивали национальные классы парусных судов — скифов. «Скиф» в переводе с английского — ялик, а в современном понятии — максимально перегруженное парусностью судно, вес которого редко превышает 100 кг без экипажа. При ветре 15 узлов управление такой лодкой можно назвать экстремальной.

В течение прошлого столетия, когда дизайнеры из Европы и Америки представляли миру олимпийские классы яхт, колонисты с зеленого континента продолжали усовершенствовать свои национальные «ялики».

Длина скифа по ватерлинии (10,12,14,16 и 18 футов) определяет название класса, правила которых были во многом открыты. Например, правила класса «18 футов» не ограничивали его парусность, требуя от экипажа большого опыта в управлении перегруженной парусами лодкой. Гонки этого класса стали очень популярны в Сиднейской бухте «Port Jackson».

Уменьшение водоизмещения яхты, количества членов экипажа, а также усовершенствование обводов, позволило разогнать лодку до таких скоростей, что даже на лавировке ее скорость легко достигала 10 узлов.

В 80-е годы на 18-футовике впервые в мире был применен ассиметричный спинакер (генакер). Это значительно облегчило исполнение поворота фордевинд, так как на лодке длиной меньше, чем длина «Летучего голландца», переброска спинакера размером 80 кв. м. имела свои сложности. Сейчас команда «Скифа» не затрудняет себя переброской длинного спинакер-гика, быстро перебегая с крыла на крыло, а генакер автоматически переходит под ветер, помогая сделать поворот фордевинд очень быстро и безопасно: ведь потеря скорости делает судно неуправляемым.

На сегодняшний день генакер используется на многих современных классах яхт во всем мире, в том числе и на олимпийском катамаране «Торнадо». Такой парус эффективен, когда судно идет со скоростью большей, чем скорость ветра.

За 10 лет до Олимпиады-2000 в Сиднее проводились профессиональные соревнования 18-футовиков  — Sailing Grand Prix. «Скиф»- тройка строился из самых современных материалов- углепластика, комбинирующегося с кевларовым волокном. Размеры крыльев (аутригеров) увеличивались, делая таким образом ширину рабочей поверхности «скифа» 17,5 футов. Кроме того, использовались новейшие технологии в пошиве майларовых парусов. Компания DOYLE FRASER представила новинку 4D с вклеенными в профиль паруса волокнами.

Sailing Grand Prix стали настоящим парусным праздником: спортсмены тренировались несколько раз в неделю и гонялись в выходные дни. Соревнования транслировались на ведущих телеканалах Австралии. Каждый из стартующих, а это 20–25 судов, нес рекламу своего спонсора. Такие Международные соревнования 18-футовиков постоянно совершенствовали «Скиф».

Читайте также  Классификация яхт

Каждый год строитель спортивных парусных судов из города Сидней Фрэнк Бетвейт представлял гонщикам новый дизайн, изменяя обводы 18-футовика. Его сын, Джулиан Бетвейт, шкипер одной из ведущих команд, представляющих местную страховую компанию в Grand Prix ААМ I, работал над созданием новых классов яхт.

Благодаря ему появились такие классы как: международный В-14,  для европейских Grand Prix — В-18 и двухместная версия 18-футовика («Скиф» длинной 4 м. 99 см.), ставшего Олимпийским 49-м классом («фотинайнер»).

Класс «49er» появился на свет в 1994 г. Уже в 1996 г. он вошел в Олимпийскую программу, а после своего дебюта на олимпиаде в Сиднее в 2000 г., «49er», закрепившийся как олимпийский класс, был отобран на Олимпиаду в Греции. Яхта считается высокоскоростной и технически сложной (High Perfomance Dinghy), поскольку спроектирована так, чтобы постоянно ходить в режиме глиссирования. За 7 лет своего существования «49er» стал очень популярным в яхтенном мире. К примеру, на Чемпионате Мира 2001, который проходил в Италии на озере Гарда, было заявлено 167 яхт. На сегодняшний день общая численность флота «49-ов» составляет около 800 яхт.

Основные характеристики яхты:

Длина корпуса — 4.99 м, вес яхты в полном вооружении -120 кг.;

Ширина корпуса — 1.69 м., ширина крыльев — 2.9 м.;

Длина мачты — 8.5 м., длина бушприта — 1.7 м.
Площадь парусов: Грот — 15 кв.м., стаксель — 6.2 кв.м., генакер — 33.92 кв.м. 
Общая парусность: на лавировке — 21.2 кв. м., на полных курсах — 55.12 кв.м.

Экипаж — 2 человека. В гонке скорость яхты достигает 20–25 узлов. Это открытый класс, на котором разрешено гоняться как мужчинам, так и женщинам. Рекомендуемый общий вес экипажа 145 –155  кг.

В отличие от других яхт, «49ер» предлагает достаточно гибкую систему весового уравнивания за счет выдвижения крыльев и корректора веса. Если вес экипажа менее 148 кг, то крылья выдвигаются на максимум, а к корпусу прикрепляется корректор веса — 5 кг. При весе 148–160 кг. крылья сдвигаются на 5 см. с каждой стороны, плюс корректор веса — 2,5 кг. При весе более 160 кг. — крылья сдвигаются на 10 см, корректор веса отсутствует.

Основная особенность класса, как видно из характеристик, это максимальная загруженность парусами. При одинаковом весе с яхтой класса «470», «49er» несет почти в 3 раза больше парусности. И именно эта перегрузка парусами дает возможность раннего глиссирования при силе ветра 3–5 узлов.

Читайте также  Ален Бомбар: «Верьте, вы можете выжить!»

Другой особенностью этой яхты является наличие широких относительно корпуса крыльев. Увеличивая рычаг откренивания, они дают возможность экипажу удержать лодку на ровном киле. Кроме того, оба члена экипажа: и рулевой и шкотовый находятся на трапеции. Тем не менее, в сильный ветер на «49-ом» ходить крайне сложно. В связи с этим, в Правилах Класса установлено, что соревнования проводятся, если сила ветра не превышает 24-х узлов.

Гибкая мачта с 2-мя рядами краспиц состоит из 2-х частей. Нижняя часть — алюминиевая, верхняя — углепластиковая. Первые мачты на «49er» изготавливались сразу с определенным профилем, сейчас мачты изготавливаются прямые и более гибкие, что позволяет более эффективно контролировать яхту при порывистых ветрах.

Высокое расположение гика и жесткая оттяжка гика типа упор, установленная над гиком, позволяет свободно перебегать с борта на борт при смене галса.

Производители: на сегодняшний день существует 3 верфи, где можно построить «49er»: Bethweit Design (Австралия), Ovington Boats (Англия) и Mаckay Boats (Новая Зеландия). И хотя родиной «49ера» является Австралия, самыми качественными считаются новозеландские яхты.

Паруса, которые можно легально использовать на соревнованиях, сшиты совместными усилиями парусных мастерских Neilpryde и McDarmid из композитных материалов. Производятся они на фабрике Neilpryde в Китае, и по этому качество не всегда отвечает высоким требованиям скоростного класса. Проводка шкотов и бегучего такелажа продумана так, что позволяет экипажу управлять яхтой и настраивать паруса, находясь на трапеции. Проводка спинакер-фала — круговая, бушприт вытаскивается и убирается автоматически при выбирании фала, что позволяет сэкономить время на постановках и уборках генакера. Правила класса запрещают перенастраивать мачту во время гонки.

В настоящее время в Австралии проводятся эксперименты по выводу «Скифа» на подводные крылья. Будем надеяться, что вскоре можно будет увидеть гонки крылатых однокорпусников.

Александр Мартемьянов, Илья Ермаков, Максим Логутенко