Дизель или бензин?

По расходу топлива дизель экономичнее: с учетом того, что плотность дизельного топлива на 15% больше бензина, дизель при равной мощности расходует в среднем на 30-40 % топлива (в литрах) меньше, чем современный отечественный карбюраторный двигатель. Однако дизельный двигатель тяжелее — при одинаковой мощности и ресурсе его масса в два раза больше чем карбюраторного. Поэтому далеко не каждый дизель пригоден для установки на легкий глиссирующий катер. Тяжелый дизель может настолько увеличить водоизмещение судна, что потребуется существенно повысить его мощность, так что расход топлива может оказаться больше, чем при установке более легкого, хотя и менее экономичного, карбюраторного двигателя.


Для запуска дизелей используют аккумуляторные батареи, имеющие в четыре раза большую емкость, чем необходимо для запуска карбюраторного двигателя такой же мощности. Затраты на замену таких аккумуляторов могут быть весьма заметными и превысить всю экономию, достигнутую за счет снижения расхода топлива. Правда, существуют модели тракторных дизелей, запускающихся от маломощного пускового бензинового двигателя.


Дизель работает на взрывобезопасном топливе, однако вероятность возникновения пожара на дизельном катере также достаточно высока. Бензин, попавший в моторный отсек из-за небольших утечек в соединениях, тут же испаряется. Топливная система дизеля более разветвленная, в ней имеются участки высокого давления, поэтому вероятность утечек больше; соляр же практически не испаряется и на качке может распространиться по всему катеру.


Многие механики считают, что дизель надежнее. Это справедливо, если сравнивать дефорсированные тракторные или судовые дизели с форсированными двигателями, например, легковых автомобилей. Если же сравнить двигатели, имеющие одинаковую мощность и массу, то бензомотор оказывается надежнее.


Кстати, стоимость современных судовых дизелей примерно в три-четыре раза выше бензиновых двигателей одинаковой мощности.